В проекте “В гостях у “Настаўніцкай” особенный гость — Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Вениамин.
Владыка рассказал о сотрудничестве Православной церкви и светского образования, поделился видением аспектов духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, мнением о подходах к выполнению этой важной миссии педагогов и священников. А еще добрым словом вспомнил своих наставников из средней школы № 1 Лунинца, БГУ, Минской духовной семинарии и Минской духовной академии.
Живое слово
— Недавно состоялась знаковая встреча Президента Беларуси с Синодом Белорусской Православной Церкви. Поделитесь, какие главные выводы сделали для себя по ее итогам, какие задачи обозначили?
— В первую очередь хочу отметить глубокое понимание Президентом нашей страны роли и значения церкви в современном мире, актуальности защиты и укреплении духовных основ общества. Глава государства справедливо отметил, что в обществе выражен запрос на живое действенное слово пастыря. Мы должны помогать людям находить ответы на непростые вопросы, которые ставит современная жизнь, неся свет духовных ценностей.
Есть много тем, которые волнуют сегодня и государство, и общество, и церковь, а следовательно, и направлений нашего сотрудничества. Перед нами стоит непростая задача — воспитать молодого человека так, чтобы в его душе на всю жизнь утвердились идеалы любви к ближнему, верности, преданности, жертвенности. Такой подход, несомненно, принесет добрые плоды, позволит воспитать настоящую, глубокую, бескорыстную любовь к Родине. Безусловно, эту масштабную работу невозможно осуществлять в одиночку. Министерствам труда и социальной защиты, образования, обороны, МВД, церкви, общественным организациям важно объединить и скоординировать усилия. На этом пути необходим, с одной стороны, высокий профессионализм, с другой — опора на духовную составляющую, на наши традиции, которые передавались из поколения в поколение.
— Взаимодействие Православной церкви и светского образования имеет добрые традиции. Сейчас выполняется пятая по счету Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2020—2025 годы, действует Координационный совет по вопросам сотрудничества. Как вы оцениваете проделанную работу? И куда нужно двигаться дальше?
— С каждым годом наше взаимодействие расширяется, мы находим новые точки приложения усилий, нетрадиционные формы работы, которые приносят хороший результат, стараемся их развивать. Если раньше это сотрудничество было не столь системным, как хотелось бы, то сейчас оно охватывает многие учебные заведения.
Очень важно, что в школах введен новый факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”, что есть возможность участия священнослужителей в образовательном проекте “ШАГ”, когда обсуждаются темы, которые невозможно осмыслить в отрыве от наших духовных традиций.
Интересные, плодотворные мероприятия и встречи проходят также в шестой школьный день. Ценно то, что дети вовлекаются в краеведческую работу, которая помогает показать все богатство нашей культуры, в том числе и духовной, лучше узнать историю своей страны, беречь наши ценности. Все это способствует формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма. Нужно сказать и о работе с родителями, которая также расширяется и приносит свой результат. Хотя в этом направлении еще есть над чем потрудиться, особенно в плане поиска качественно новых форм и методов работы, прямые поучения и назидания здесь не действуют.
На системную основу поставлена работа курсов повышения квалификации учителей по данной тематике, что позволяет педагогам глубже постичь духовную составляющую, помогает плодотворнее работать с детьми в рамках факультатива. Вместе с тем, думается, можно было бы расширить наше взаимодействие с педагогическими вузами. Общество признало значимость духовной сферы в своей жизни. Об этом свидетельствуют и внесенные изменения в Основной закон. Однако это пока не нашло отражения в учебных планах подготовки учителей. Нужно также, чтобы священнослужители имели больше возможностей рассказывать студентам о том, что предлагает церковь современному человеку, в том числе и школьнику. Ведь даже если говорить о преподобной Евфросинии Полоцкой, о кресте, который был создан под ее руководством, или о росписи Полоцкого Спасского храма, то сегодня далеко не каждый сможет понять заложенные в них духовные смыслы. Здесь все имеет значение. Даже жемчужинки, которые окаймляют крест, примыкая одна к одной, символизируют, что люди в церкви объединены вокруг Креста Господнего, опираются друг на друга. А свет жемчуга символизирует чистоту человеческих душ. Стремясь запечатлеть память о своих родителях, Преподобная поручила нанести на крест изображения их небесных покровителей. И так каждый элемент несет свое символическое значение.
Индивидуальным стилем отмечены и росписи Спасо-Преображенской церкви. Святые изображены несколько иначе, чем в других храмах. Их облик отражает внутренний мир, такие качества, как смирение, кротость, терпение, решительность. Ведь раньше люди в большинстве своем были неграмотны, они постигали законы нравственности через изображения на фресках и иконах.
Чтобы все это воспринять, необходима серьезная подготовка. Только тогда дети смогут усвоить суть духовных образов и смыслов, понять, почему белорусы до сих пор чтут людей, известных своей высокой духовной жизнью, будут стремиться узнать, какие святыни есть и почитаются в том месте, где они живут, какие были утрачены. И роль учителя в этом трудно переоценить.
Воспитать патриота
— В числе качеств, которые жизненно важно привить молодому поколению, наряду с духовностью стоит и патриотизм. О чем нужно помнить, расставляя акценты в работе с детьми?
— У святителя Димитрия Ростовского есть очень хорошие слова, обращенные к родителям: больше старайтесь учить не словами, а поступками, делами. Потому что именно их ребенок в первую очередь запоминает, им подражает. Эти слова в полной мере я отнес бы и к учителям. Когда такие значимые в жизни ребенка взрослые люди, как родители, учителя, сами имеют глубокие патриотические чувства, это передается детям. Именно от них подрастающее поколение примет вдохновляющие примеры из жизни выдающихся белорусов, представителей других национальностей, которые отстаивали интересы нашей Родины, жертвовали собой. Ведь, как сказано в Новом Завете, нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.
Современная молодежь имеет свободный доступ к материалам, предлагаемым западными СМИ, и видит там совсем другие подходы к жизни. Чтобы они не перебивали то видение и посылы, которые заложены в нашем народе, которые хранит церковь, должна быть выстроена очень глубокая внутренняя мотивация. Во многом патриотизм основывается на уважении к наследию родной земли, гордости за ее прошлое и настоящее. Вместе с тем он формируется вначале в кругу семьи — научиться любить родителей, братика и сестричку, дедушку и бабушку. Потом постепенно нужно расширять этот круг, любить в широком смысле: желать добра, оказывать поддержку и одноклассникам, и тем, с кем ребенок общается во дворе, на секции…
Патриотизм — любовь не только к своей родной земле, но и к людям, которые на ней живут. Он в осознании того, что мы составляем один народ.
В Беларуси есть представители различных национальностей, но, долго проживая на одной земле, мы сроднились. И очень важно поддерживать взаимоуважение друг к другу, сохранять наше единство.
Если мы посмотрим, какой патриотизм проявляется в некоторых соседних странах, то он может быть и агрессивный, и ненавидящий другого человека, и высокомерный. А нам важно сформировать патриотизм, чтобы он был незлоблив, но в то же время быть готовыми постоять за себя, когда это нужно. Не превозносясь, а уважая другие страны и народы.
Общаясь с педагогами, с внутренней радостью слышу от них, что выстроенное сейчас в школах патриотическое воспитание уже дает ощутимые плоды.
Сегодняшние дети существенно отличаются от тех, которые были еще два года назад. Они более собраны, подтянуты, ответственны. А значит, работа идет в правильном направлении.
В служении детям
— Многие священники идут сегодня в учреждения образования, помогая и в работе факультатива “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”, и в проведении воспитательных мероприятий. Какие качества им нужны, чтобы достойно представлять Православную церковь в школе, выполнять свою просветительскую миссию?
— Надо понимать, чувствовать современную молодежь, говорить с ней не назидая, а выстраивая живой, интересный разговор. Нельзя идти в разные классы с одним и тем же подходом. Имея даже какие-то предварительные заготовки для разговора, следует быть готовым на ходу перестраивать его в соответствии с запросами учеников. Что их во многом волнует сегодня? Как выстроить гармоничные отношения, благополучную жизнь. Надо им рассказать, что ответы на это тоже содержатся в Библии. Нужно соблюдать заповеди, следовать нравственным принципам.
Конечно, восприятие мира взрослым человеком отличается от детского понимания, одно и то же слово в зависимости от возраста может быть воспринято по-разному. Поэтому, безусловно, нужны определенные знания педагогических подходов, и мы сейчас работаем над этим. Тем священникам, которые имеют опыт непосредственного общения со своими детьми соответствующего возраста, проще. Те, у кого дети уже взрослые, порой признаются, что не всегда знают, как правильно донести ту или иную мысль. В таком случае, возможно, лучше воздержаться от разговора с ребенком, а пообщаться с родителями. И пусть уже родители доносят до своих детей какие-то важные посылы.
— В свое время вы получили очень основательное и разностороннее образование — после средней школы № 1 Лунинца окончили факультет радиофизики и электроники БГУ, Минскую духовную семинарию, Минскую духовную академию. Кому из своих наставников особенно благодарны?
— С особой теплотой вспоминаю свою первую школьную учительницу Клавдию Корнеевну. Она буквально окутывала нас, своих учеников, заботой и вниманием.
Если говорить о преподавателях БГУ, то больше всего запомнились те из них, кто был глубоко погружен в свой предмет и умел увлечь им студентов. Такие педагоги могли и длинную формулу понятно объяснить, и определенные философские, нравственные отступления сделать, чтобы подвигнуть нас шире смотреть на мир.
В духовной семинарии и академии мне посчастливилось учиться у Владыки Филарета, других преподавателей, которые также отличались своими глубокими познаниями, скрупулезностью и в то же время — большой человечностью, высокими нравственными принципами. Вспоминаю о своих наставниках с неизменным чувством уважения и благодарности.
По материалам сайта nastgaz.by