II Республиканские педагогические чтения (с международным участием), посвященные Неделе святых жён-мироносиц «Свет нести». Минск 2022стр.127.

НОВЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА «БАТЛЕЙКА» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Повный Федор Петрович, протоиерей; Шимбалева Елена Юрьевна

Синодальный отдел Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования. Минск, Беларусь

Динамические общественные процессы современности, стремительная трансформация социокультурного пространства в сочетании с непрерывным развитием научно-технического прогресса поставили перед белорусской школой невиданные ранее вызовы и проблемы. Задача системы образования – подготовить ребенка к самостоятельной профессиональной деятельности. Но для успешной профессиональной ориентации и самореализации человека в условиях информационного общества важно не ограничиваться развитием только рационального знания, необходимо обратить внимание на множественность других форм интеллекта. Перекос в школьном обучении усилий для развития одного направления интеллекта с явным пробелом в другом – мешает конкурентоспособности специалистов на современном рынке труда, а значит ослабляет всю страну в целом. Более того, когда речь идет об интересах государства, о сохранении национальной самоидентичности, воспитании патриотизма, то с уверенностью можно сказать что первоочередное значение имеют социальная и эмоциональная формы интеллекта, развитие которых в настоящий момент слабо проработано, как теоретически, так и методологически [1]. Причиной данного пробела является антирелигиозное мировоззрение которое на протяжении конкретного отрезка времени было доминирующим в нашей стране. Однако, без понимания законов духовного мира не возможно выстроить стройную и действенную модель воспитания духовно-нравственных ценностей.

Православная антропология говорит об особенном статусе человеческой природы. Человек сотворен по Образу Божьему и имеет трех составную природу: дух, душу и тело. Образ Божий в человеке означает врожденную склонность к деятельному творчеству и наличие в сердце человека совести – чувственного Божественного компаса в общественном пространстве [2;28]. Соответственно, каждый из видов интеллекта (по Г.Гарднеру): логико-математический, телесно-кинетический, визуально-пространственный, социальный, эмоциональный и творческий — изначально зарождается в духовном мире и лишь после своего возникновения в духе через активную творческую деятельность обретает ощущаемую форму в материальном мире. Не учитывать данный механизм в воспитательном процессе — значит совершать хаотические бессистемные движения. Духовный мир является объективной реальностью, намного более мощной и влиятельной, чем физическая вселенная. Поэтому для успешного решения педагогических задач по воспитанию духовно-нравственных ценностей нужно знать законы по которым данные ценности формируются и развиваются [3;397]. Или, как минимум, обратиться к богатому церковному опыту. Сегодня, не вдаваясь в глубину основ православной педагогики, мы предлагаем к использованию практический инструмент для синхронного комплексного развития всех форм интеллекта одновременно и воспитания духовно-нравственных ценностей личности – это Батлейка. Родной, любимый народный белорусский театр.

Задумывались ли вы, что Батлейка ровесница книгопечатания? Это не случайное совпадение, скорее данный факт отражает появившийся пять веков назад общественный запрос в создании духовной основы для консолидации общества. И печатная книга и батлейка — обе решали одну и туже задачу: передавали общественные ценности, формировали единое социокультурное пространство [4;25]. Долгое время в решении идеологических задач печатная книга и батлеечные представления шли рука об руку. Причем батлейка порой опережала книгу. Она давала быстрый и устойчивый результат на большие массы людей. Формировала общественное мнение [5;42]. Именно из-за ревностного отношения к ее влиянию антирелигиозная пропаганда уничтожила репутацию батлейки на территории Советского союза.

По нашему мнению психолого-педагогический потенциал кукольного народного театра «Батлейка» намного шире, чем простая реконструкция опыта использования батлейки в прошлых столетиях. Изменился жизненный уклад, трансформировалось общество. Сегодня с помощью данной технологии можно скомпенсировать давление негативных элементов научно-технического прогресса и решать «нерешаемые» проблемы современного детства: низкую концентрацию внимания; низкий интерес к умственной деятельности; слабую дисциплину; слабое воображение; клиповое мышление; не умение понимать свои чувства и эмоции; не способность сопереживать другим людям; не умение принимать решение; повышенную тревожность; индивидуализм; зависимость от массовой культуры; не гармоничную социализацию.

Технологические особенности драматургического искусства позволяют подступаться к данным проблемам на разных этапах и стадиях запущенности: начиная с самого раннего возраста и до молодежного периода. Батлейка сформирует духовно-нравственные ценности и в ясельной группе детского садика и скорректирует запутавшегося в своих мыслях подростка. Для повышения результативности данной технологии мы рекомендуем использовать системно-деятельный подход в педагогике, когда учитель не дает готовую пассивную информацию, а создает условия, в которых ребенок самостоятельно погружается в учебную деятельность, становясь активным участником педагогического процесса.

Разберем этот момент подробно по пунктам:

1. Формат батлейки дает широкие возможности для личностно-ориентированного дифференцированного обучения. Игровая форма занятия позволяет эмоционально увлечь ребенка к саморазвитию в проблемном для него направлении: дикции, страха публичности, неуверенности в своих силах и т.д. Например: ребенку с проблемами речи поручается прочитать реплики кукольных героев, ребенку у которого нужно развить художественные способности поручается подготовить декорации, а ребенку, испытывающему страх публичного выступления – роль ведущего. Или наоборот, даются задания по силам и возможностям.

2. Факт использования батлейки создает множество поводов для командной проектной деятельности внутри класса. Учитель заранее, до постановки, распределяет задания: подготовить костюмы, нарисовать декорации. А можно еще подключить сюда и создание авторского сценария на заданную тему. Возможно, это подтолкнёт к творческому контакту со значимыми взрослыми. Что дополнительно будет способствовать преемственности поколений.

3. Сама технология батлейки обладает мощным адаптационным ресурсом. Так называемая Арт-терапия. Когда ребенку в состоянии яркого или хронического стресса дается роль духовно сильной личности, и он транслируя чужие эмоции, впитывает их как губка. И наоборот, проявляя свои личные эмоции безопасным для себя и социально приемлемым способом, учится понимать свои чувства и работать над ними.

4. Батлейка — это полностью интерактивный объект. Педагог может использовать не только игровую форму представления, но и дискуссионную. Для этого у актеров заготовлены разные варианты сценариев определенных сцен и действий. Ведущий задает вопрос зрителям и в зависимости от общего решения, актеры демонстрируют тот или иной вариант событий. Такая технология учит детей просчитывать долгосрочные последствия своих поступков. К тому же, это возможность применения педагогической технологии «сторителлинга», когда ребенок сначала продумает мораль пьесы, а потом самостоятельно под финальный смысл конструирует предстоящий ход событий.

5. Батлейка является очень удобным инструментом для проблемного обучения и групповой деятельности. Секрет успеха в том, что дети получают новые знания и умения в игровой форме. Для постановки спектакля нужен целый спектр навыков: нарисовать (разукрасить) декорации, подготовить куклам костюмы, распределить роли, подобрать музыку, выучить текст, провести репетицию, показать спектакль, проанализировать впечатление зрителей. Не трудно увидеть, что для такой серьезной игровой деятельности приходится задействовать абсолютно все виды человеческого интеллекта. А плодом общих усилий будет воспитание духовно-нравственных ценностей у всей команды сразу. 

Простите за дерзновенный вопрос: какой другой вид школьной деятельности способен принести столь высокий воспитательный результат для целого класса сразу и в столь короткий срок? Вот почему для своего выступления мы выбрали тему потенциала батлейки в воспитании духовно-нравственных ценностей в учреждении образования.  В чем же выражается новизна нашего подхода к этому вопросу? В двух позициях:

А. Мы считаем, что в современных условиях не нужно использовать старые «исторические» сценарии. Они писались для решения задач прошлых столетий. Сегодня нужно создавать новые литературные драматургические произведения. В которых будут раскрываться актуальные для современных детей проблемы и предлагаться понятные в рамках современной культуры разрешения критических занятий.

Б. Батлейка должна стать доступной по размерам и по стоимости. Из музейной стать классной. Протоиереем Федором Повным разработан уникальный дизайн школьной батлейки. В раскрытом состоянии она помещается на школьной парте. Весит 7,3 кг. Собирается без гвоздей. Двухъярусная. В комплект входит 18 заготовок для кукол. Такая батлейка доступна каждому классу, каждой детской группе. И поэтому может стать рядовым действенным инструментом в образовании и воспитании. Издание «Аверсев» готовит к выпуску шесть томов методических материалов по применению батлейки с целью воспитания духовно-нравственных ценностей и патриотизма. Но это только начало. Мы предлагаем всем участникам конференции подключиться к дальнейшей разработке новых методических пособий. Мы не говорим о сохранении рудиментарного драматургического и этнографического искусства. Мы уверены в огромном воспитательном потенциале батлейки в будущем.

Список литературы:

  1. Любовь к Богу, к людям и Родине неразделима. Протоиерей Федор Повный — о тех, кто использует клевету, троллинг и буллинг, и о новом формате белорусской народной батлейки/ Советская Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sb.by/articles/lyubov-k-bogu-k-lyudyam-i-rodine-nerazdelima.html.
  2. Священник Михаил. Православный взгляд на творчество. – Москва, 1997 – 246 с.
  3. Протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики. – Паломник, 2000 – 621 с.
  4. Алексніна, І. А. Тэатральная культура беларусаў Заходняга Паазер’я: аспекты духоўнасці і маралі / І. А. Алексніна // XIII Міжнародныя Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 24—26 мая 2007 г.) : матэрыялы чытанняў / [рэдкалегія : М. А. Бяспалая (адказны рэд.) і інш.]. — Мінск : Бел. ун-т культуры, 2008. — С. 25—29.
  5. Барышаў, Г. І. Беларускі народны тэатр «батлейка» і яго ўзаемасувязі з рускім «вяртэпам» і польскай «шопкай» / Г. І. Барышаў, А. К. Саннікаў. — Мінск : Выд-ва Акад. навук БССР, 1963. — 42 с.