В чем феномен единственной в Беларуси православной средней школы

В канун Рождества корреспондент “Настаўніцкай газеты” побывала в единственной в Беларуси православной средней школе “Ихвис” при Свято-­Елисаветинском монастыре, которая в наступившем году отметит 10-летие, и узнала, в чем ее феномен. А также поговорила с духовником обители протоиереем Андреем Лемешонком о самом главном в воспитании современных детей.

На высшем уровне

— Еженедельно я исповедую сотни людей, — говорит отец Андрей, — и могу с уверенностью сказать, что многих жизненных трагедий можно было бы избежать, если бы дети с малых лет получали духовную закалку. Для этого и существует наша школа. Начинать воспитание в вере нужно как можно раньше, ведь дети — это маленькие деревца, еще не поврежденные злом. Большое дерево вылечить уже трудно, иногда приходится… и пилить.

Пока идут занятия и в коридорах школы тихо, рассматриваю выставку детских рисунков: дети много рисуют святых. Неудивительно, ведь их образы здесь повсюду, в школе икон множество — в классах, холлах.

— Многие из них были написаны взрослыми воспитанниками иконописной школы, — рассказывает директор школы “Ихвис” монахиня Ольга Антанович, которая руководит ей с самого открытия. — Изначально это здание было отведено под воскресную школу. Но со временем было принято смелое решение устроить здесь среднюю школу, чтобы здание служило детям не только по воскресеньям. Начинали мы в 2014 году с одного первого класса, тогда к нам пришли всего 15 детей… И вот скоро уже состоится первый выпуск. В год стараемся набирать по 2 параллели. Классы у нас небольшие — по 12—15 человек, всего в школе 140 учеников. Педагогов приводит Господь, и все они у нас замечательные, учителя-профессионалы.

То, что учреждению образования, которое успешно растет и развивается, уже десяток лет, а помощь оказывается на самом высшем уровне, не удивительно: у школы есть своя святая покровительница. Да какая! Преподобная Евфросиния Полоцкая — заступница белорусской земли, знаменитая просветительница. Кстати, она же и покровительница искусств, которыми с удовольствием занимаются дети. Они играют на гитаре, фортепиано, поют в вокальных ансамблях школы, трудятся в монастырских мастерских. Вообще, творческий труд, как подчеркивают здесь, очень угоден Господу, ведь он сам — творец. А детей здесь воспитывают именно по образу Божьему.

— Мы много занимаемся с детьми разными видами творчества, это наша особенность, — говорит директор. — Они поют и танцуют с самого раннего возраста. У нас даже сформировался такой, можно сказать, творческий костяк педагогов — музыкант, хореограф и театрал, которые занимаются организацией праздников, концертов, спектаклей, обычно на Пасху, Рождество, Покров Божьей Матери. Также всегда готовим программу ко Дню Победы, мы очень почитаем этот день.

…Тишина, какая-то невидимая благодать, отсутствие суеты даже на переменах — отличительная особенность этой школы. Помимо уроков, дети постоянно заняты во множестве проектов. Правда, сейчас в школе своеоб­разная передышка. Совсем недавно здесь впервые прошли “Елисаветинские чтения” — духовно-просветительская конференция, посвященная преподобномученице святой княгине Елисавете. На конференцию приехали гости из Пскова, Мос­квы. Дети, их родители и учителя готовили выступления, посвященные жизни и деятельности святой Елисаветы, состоялись творческие мастер-классы,
благотворительная ярмарка, старшеклассники проводили для младших школьников экскурсии “По страницам жизни матушки Елисаветы”. К 7 января (не раньше!) в школе устанавливают елку. В этом году праздник пройдет в новом формате: обычно дети готовят концертную программу либо спектакль, а в этот раз старшеклассники организуют веселый квест для младших детей и праздничный утренник. А после сос­тоится “Колядный вечер” для старших детей.

Каждый школьный день в школе начинается с молитвы, затем проводятся занятия и продленка. Дети, независимо от возраста, могут находиться здесь до вечера, так что каждый находит себе кружок или занятия по душе. Много внимания уделяется спортивному направлению (теннис, баскетбол, футбол), хореографии. Зимой в парке возле обители заливают каток. В свободное от учебы время для детей организуют экскурсии по святым местам, паломнические поездки.

— Стараемся не “закисать” — больше путешествовать, узнавать, смотреть, — говорит директор
монахиня Ольга. — Вообще, мы во многом как первопроходцы, в том числе и в своем деле. Каждый год у нас не похож на предыдущий: вместе с детьми переживали первый переход в 5 класс, вместе впервые сдавали экзамены. Думаю, когда один раз пройдем весь путь — с 1 по 11 класс, станет немного легче.

Главная наука

Появление православной школы, как и самого монастыря, который четверть века назад возник буквально на пустыре, — это явный Божий промысл, уверен духовник Свято-Елисаветинской обители Андрей Лемешонок.

— Можно сказать, весь наш монастырь — это тоже школа, — говорит он. — Школа добра и любви. В современном мире, где материальное все больше господствует над духовным, очень важно вовремя задать детям правильный вектор движения, ориентир. К правде, свету, вере. У нас они получают прививку от греха, который в этом мире хуже всякого ковида.

В школе подчеркивают: дети не находятся здесь в каких-то тепличных условиях. Цель — не изолировать их от мира, а, наоборот, показать всю его красоту, увести от виртуальной реальности, в которой сегодня живут многие дети и подростки, помочь им оторваться от планшета и взглянуть на небо.

— Современные родители много заботятся о физическом здоровье детей, а о духовном забывают, — продолжает отец Андрей. — Миссия нашей школы — его сохранить. На создание школы нами было потрачено много личных средств, заработанных, как говорится, потом и кровью. Помню, когда в школе был первый набор детей, я просто летал на крыльях. И вот, слава Богу, нашему учреждению скоро 10 лет. И оно не только не закрылось, но и успешно развивается. Считаю, во многом благодаря молитвам детей. Конечно, у нас бывали проблемы, например, с родителями, которые видели в нас обычную школу, возможно, и с повышенными комфортными условиями, но не разделяли наши духовные задачи. Из этого не выходило ничего хорошего, ведь любая школа должна работать в тесной связке с семьей. Порой спрашиваешь ребенка, кем он хочет быть, и слышишь в ответ “бизнесменом” — и становится очень грустно. Такие дети не мечтают что-то сотворить, не хотят что-то отдать, с кем-то поделиться: материализм в семье им прививается с детства. Наши учителя борются с этим, в том числе своим примером.

Учитель, который не просто излагает материал и ставит отметку, а вкладывает душу в детей, — это тоже служение, причем очень трудное. Вот почему авторитет и престиж педагогов сегодня нужно всеми силами поднимать.

Именно от учителей, в конечном счете, зависит здоровье и благосостояние всего нашего общества. Я сам вырос в семье, где родители были далеки от веры. Но в минской 4-й школе, где я учился, у меня был очень хороший учитель русского языка и литературы, которого я и сегодня вспоминаю с благодарностью. Он привил нам особенное чувство духовной красоты, доброты, ведь, по сути, вся русская литература крепко пропитана православием.

С верой в будущее

В школе уже чувствуется дух грядущего Рождества, но праздник еще впереди. А пока идет рождественский пост, самое время творить добро, чему и учат здесь воспитанников. Дети принимают участие в самых разных благотворительных акциях.

— Для нас важен пример великой княгини Елисаветы Федоровны, которая всегда помогала больным и обездоленным, — говорит директор школы матушка Ольга Антанович. — Вместе с учащимися в праздники мы посещаем детское отделение РНПЦ психического здоровья, который находится рядом со школой. Есть у нас и список пожилых одиноких людей, которым с нами делятся сестры монастыря. Вместе с детьми ездим по адресам, поздравляем этих людей с праздниками. Таким образом дети не только учатся творить добро, но понимают: когда что-то делаешь для других, сам получаешь благодать.

В школе считают, что случайных педагогов здесь нет, всех приводит Бог. Например, учитель английского языка Елена Карпие­вич вспоминает, как однажды пришла в храм монастыря и узнала, что в православную школу требуется преподаватель иностранного. Так и осталась.

— Просто из любопытства зашла посмотреть, как здесь проходят уроки, какие тут дети, — рассказывает она. — И так понравилось, что не захотелось уходить… Я окончила Барановичский государственный университет, работала в гимназии в Солигорске, потом переехала в Минск. Каждый день прихожу сюда, как домой, настолько благодатная здесь атмосфера. Работе отдаю всю душу. Кстати, английский у нас преподается на повышенном уровне, мои ученики становились дипломантами научно-исследовательского конкурса.

Пятиклассница Настасья Друтько учится в школе третий год. По ее признанию, атмосфера в школе такая дружная, что все знают друг друга по именам.

— Творческая жизнь у нас просто кипит, — говорит Настасья. — Конкурсы, концерты, ярмарки… Я вхожу в состав вокальной группы нашей школы “Лира” — поем классическую, духовную музыку, иногда джаз. Сейчас с нашим театром “Овация” готовим музыкальный спектакль. Кстати, в эту же школу вместе со мной ходит младшая сес­тра, она во втором классе.

Десятиклассник Арсений Бурый — один из тех, кто учится в школе с первого класса и в следующем году готовится к выпуску. Парень серьезный, говорит, в православной школе ему нравится спокойная обстановка — без лишнего шума и суеты.

— На недавних Елисаветинских чтениях, в которых участвовала вся наша школа, темой работы наш 10-й класс избрал жизнь Марфо-Мариинской обители, которую организовала великая княгиня, — говорит Арсений. — Также я занимаюсь вокалом, меня приглашают на все школьные концерты. С вузом пока не определился, но люблю белорусский язык и литературу, эти предметы ведет наша замечательная Кристина Ивановна Гордынец.

Любовь к Отечеству, уважение к старшим — важная часть духовного воспитания, которое дети получают в школе “Ихвис”. Вера и патриотизм всегда идут рядом.

Для учеников проводятся экскурсии по местам боевой славы, в мемориальный комплекс “Хатынь”, музей Великой Отечественной войны. Дети, родители и учителя организуют масштабные концерты ко Дню Победы. Факультатив “Основы православной культуры” для детей здесь обязателен.

— Конечно, хотелось бы, чтобы православной культуры во всех школах нашей страны было больше, — говорит духовник Свято-Елисаветинского монастыря Андрей Лемешонок. — Это вовсе не означает, что школьников нужно нагружать догматическими знаниями — просто нужно больше говорить с ними о душе, красоте. Нужно суметь задеть их за душу, чтобы они тянулись к свету, научились отличать плохое от хорошего. Наша школа, верю, будет развиваться и расширяться.

По материалам портала nastgaz.by