«Открыть красоту христианского мира». Опыт духовно-нравственного воспитания молодежи Нижегородчины

Нижегородская земля поражает впервые приехавших сюда количеством и величием православных храмов и монастырей. Богатейший потенциал христианского наследия эффективно используется для духовно­-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. 

С православным зернышком в душе

В Нижегородской области России работает 11 православных гимназий, 5 детских садов и монастырская школа. Они есть в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Дзержинске, Сарове, Дивеево, других населенных пунк­тах. 

Как рассказал руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, православные школы и гимназии — общеобразовательные учреждения, которые лицензированы и аккредитованы государством. Выпускники получают аттестаты установленного государственного образца. За время учебы дети осваивают все те же предметы, что и в обычных муниципальных школах. Наряду с этим в программу обучения введен дополнительный православный компонент. Преподаются основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение и некоторые другие дисциплины. Чтобы получить такое право, гимназии и школы обязательно проходят в Патриархии конфессиональную аттестацию. Особенностью является и то, что в каждом учреждении образования, помимо директора и замов, есть также духовник.   

Побывав в нескольких православных гимназиях Нижнего Новгорода, не могу не отметить, какие отличные условия созданы здесь для детей и педагогов. Трудно поверить, что в свое время строения были переданы Нижегородской епархии в довольно плачевном состоянии. К примеру, православная гимназия во имя святых Кирилла и Мефодия размещается в историческом здании XIX века. До революции в нем была льнопрядильная фабрика, несколько последних десятилетий постройка стояла заброшенной. Епархии при поддержке попечителей пришлось вложить много сил и средств, чтобы здание обрело новую достойную жизнь. Благоустроены и оснащены современным оборудованием аудитории, спортивный и актовый залы, трапезная, медицинский пункт, библиотека. Возведена даже домовая церковь. С момента введения в строй гимназия, как и все другие православные учреждения образования, финансируется уже государством.

— Нашей гимназии пять лет, рассчитана она на обучение 500 детей. В год открытия набрали два первых и один второй класс, так что в новом учебном году самыми старшими учениками у нас будут семиклассники. Обучение, как и во всех других нижегородских православных гимназиях, бесплатное. Некоторые родители признаются, что, глядя на внушительное здание гимназии, были уверены — обучение здесь платное и дорогое. Когда узнали, что это не так, были приятно удивлены, — рассказывает директор православной гимназии во имя святых Кирилла и Мефодия Нижнего Новгорода Ирина Лапшина.  

По ее словам, привести сюда ребенка может любой родитель, который нацелен на воспитание в духе христианства. Зачислению предшествует собеседование. Для дошколят открыта школа будущего первоклассника.

День здесь начинается с утренней молитвы. Дети оставляют в классах рюкзаки и вместе с классными руководителями проходят в домовой храм. По возвращении в аудитории начинаются уроки. К слову, вместе с обычными детьми в гимназии учатся и ребята с расстройствами аутистического спектра в сопровождении тьютеров.

Для всех учеников православных гимназий предусмотрена единая форма одежды. У мальчиков это брюки и китель. Девочки носят сарафаны, а идя в домовой храм или на школьные торжества, надевают также платочек. Определенный дресс-код есть и у учителей — женщинам нужно отдавать предпочтение юбкам или платьям. Во время учебного процесса носить головные уборы ни от учениц, ни от наставниц не требуется. 

Как правило, учителя православных гимназий имеют светское образование. При желании они могут без отрыва от преподавания пройти дополнительное обучение в Центре подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии “Покров”. От учителей-предметников не требуется учить как-то по-особому. Здесь нет такого понятия, как православная физика, химия, математика или биология. И все же определенные нюансы в изложении материала есть. Никто не скажет детям, к примеру, что человек произошел от обезьяны, а анализируя на уроке литературы героев произведений, уделяют особое внимание их духовному миру.

Основы православной веры и церковное пение гимназисты осваивают с 1 класса. Церковнославянский язык, необходимый для понимания канонических христианских текстов, — с 3-го. В старших классах добавляется также древнегреческий или латинский язык.  

В нижегородских православных гимназиях не без основания гордятся успехами своих учащихся. Ребята показывают высокий уровень знаний, успешно участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в каждом выпуске есть медалисты. На высоте они и в социальной работе, в реализации проектов патриотической направленности.  

— Мы курируем дом малютки, дом престарелых, приют для животных. Ребята участвуют в работе патриотического клуба “Дружина имени святого праведного воина Феодора Ушакова”. Каждый понедельник у нас, как и во всех других российских школах, начинается с выноса Государственного флага и исполнения гимна, проходят классные часы “Разговоры о важном”. Проводим много мероприятий, способствующих воспитанию нравственно здоровой, любящей свою страну молодежи. Наши выпускники отличаются от своих сверстников другим, более духовным взглядом на мир, особой созидательной мотивацией к жизни, — рассказывает директор православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского Нижнего Новгорода Людмила Иванова.

— В этом году наша гимназия в третий раз с момента открытия выпустила 11-классников. Все выпускники этих лет остановили выбор на светских специальностях, пошли учиться на врачей, учителей, энергетиков, инженеров, переводчиков и так далее. Перед нами не стоит задача готовить будущих священников. Главное, чтобы наши ребята в дальнейшем стали хорошими специалистами с православным зернышком в душе, на совесть и с любовью делали свое дело, жили достойно, — отмечает директор Нижегородской православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского Ольга Тюхова.

Дивное Дивеево

При широко известном Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, расположенном в селе Дивеево Нижегородской области, работает Александринская монастырская православная школа. Ее история уходит корнями в дореволюционное время, когда при монастыре существовала школа-приют для девочек-сирот. Учреждение образования было под особым покровительством русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II, что и было отражено в названии. В 1996 году школа при монастыре была возрождена и снова распахнула двери.

Сегодня здесь учатся 340 детей. Теперь это как девочки, так и мальчики. Обучаются они в отдельных классах, но полностью друг от друга не изолированы. Встречаются на переменках, на внеклассных мероприятиях. Семьи большинства ребят специально приехали жить в Дивеево из разных уголков России и даже других стран, чтобы обучать детей в монастырской школе. К слову, в их числе есть и семья из Беларуси.   

Директором школы трудится инокиня Наталья (Лялюшко). По ее словам, с детства хотела работать с детьми, окончила педагогическое училище. Приняв решение уйти в монастырь, была уверена, что эта мечта останется нереализованной. Когда открыли школу, с радостью включилась в ее работу и получила еще и высшее педагогическое образование. Вместе с ней здесь трудятся еще три монахини — заместитель директора и две учительницы, которые преподают церковное пение и церковнославянский язык. Остальные наставники — люди светские, но глубоко верующие. Большинство из них, как и семьи учеников, переехали жить в Дивеево целенаправленно.

Учат в монастырской школе так же, как и в православных гимназиях: общешкольные предметы дополняет православный компонент. Поддерживается самая тесная связь с монастырем. Дети ходят в его храмы на богослужения, поют в церковном хоре, прислуживают пономарями. Возродили дореволюционную традицию: вручая аттестат, настоятельница монастыря дарит каждому выпускнику Евангелие. 

Вместе с тем духовной составляющей в воспитательной работе здесь не ограничиваются. Учреждение образования выиграло несколько президентских грантов, что помогло активизировать и разнообразить внеклассную работу. Создан современный, с содержательной экспозицией и большой диорамой военный музей, посвященный Великой Отечественной войне. Ученики не только проводят по нему экскурсии, но и вместе с экспонатами выезжают на встречи с детьми в другие учебные заведения. Поставили спектакль по повести “А зори здесь тихие…”. Регулярно бывают на экскурсиях в военных музеях Нижегородской области. Также здесь действует краеведческий музей, ребята ведут поисковую и просветительскую работу по истории своего края. Создан литературный клуб, объединивший детей, которые интересуются поэзией.

Некоторые выпускники школы поступают в духовные учебные заведения, но большинство выбирает все же светские специальности.

— Ребята не забывают нас, звонят, пишут, навещают. Две выпускницы вернулись сюда учительницами — физики и информатики. Как бы ни сложилась дальнейшая жизнь воспитанников, но забыть нашу школу и то, чему в ней учили, невозможно. Ее добрый свет всегда будет освещать их путь, — уверена директор.   

Быть в ресурсе

Немного коснемся работы в данном направлении обычных муниципальных школ. В 4 классе всем их ученикам преподается предмет “Основы религиозных культур и светской этики”. Он состоит из шести модулей, из которых дети и их родители выбирают один. Можно ознакомиться с конкретной религиозной культурой из числа наиболее распространенных в России — православной, исламской, иудейской, буддистской, можно узнать обо всех их вместе либо же отдать предпочтение исключительно светской этике. Как показывает статистика, в школах Нижегородчины большинство ребят, а именно 68%, выбирают модуль “Основы православной культуры”. К слову, в целом по России он на втором месте, первенство держат “Основы светской этики”.

— Некоторые родители изначально относятся к такому обучению настороженно, поскольку сами не имели подобного опыта. Объясняю, что я не священник и учить, как он, права не имею. Я преподаю светски: храм как архитектурное сооружение, икона как предмет живописи, молитва как литературный памятник. Всех сомневающихся родителей приглашаю поприсутствовать на своих уроках. Убеждена, что образованному человеку просто необходимо иметь базовые знания о христианской культуре. Преподаю с душой, стараясь открыть детям красоту православного мира. Я никого не призываю молиться или креститься. Всегда говорю: Господь дал человеку право выбора и разум, чтобы этот выбор был правильным. Думайте и выбирайте, по какой дороге будете идти. Для нас очень важно, что непосредственно в нашей школе православный модуль осваивает порядка 97% четвероклассников. А в 5 классе родители выбрали для преподавания детям курс “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, а не какой-то другой, — рассказывает преподаватель курса “Основы православной культуры” педагог-организатор нижегородской школы № 187 Ольга Серова.

Нужно отметить, что школа эта особенная. На базе учреждения образования действует Городской ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Под него отдан пятый этаж одного из корпусов. Здесь размещается большая, тематически оформленная аудитория, обустроены два музея, посвященных истории христианства и русскому воинству. Собрана хорошая видео- и аудиотека, а в богатом собрании тематической литературы встречаются даже старинные церковные фолианты.  

На базе центра проводятся занятия по основам православной культуры, некоторые тематические уроки по истории, общество­знанию. Сюда часто привозят на экскурсии детей из других школ и даже детских садов. Проводятся лектории и круглые столы для педагогов, которые преподают в школах православную культуру, историю, русский язык и литературу. Центр активно помогает коллегам своими наработками.

В целом в Нижегородской области работает 16 ресурсных центров духовно-нравственного воспитания и гражданского образования. И каждый вносит свой вклад в то, чтобы в муниципальных школах воспитывалась духовно развитая молодежь.

Для самых маленьких

С опытом работы дошкольных учреждений образования Нижегородчины мы ознакомились на примере православного детского сада во имя преподобного Серафима Саровского. Он распахнул свои двери после масштабной реконструкции здания бывшей школы более двух лет назад. Сегодня это очень современный, комфортный детский сад, который посещают 150 дошколят от 1,5 лет. Начиная с 4-летнего возраста в работу с детьми добавляется православный компонент. Детей знакомят с религиозными праздниками, убранством храма, тематикой добродетели. Соответствующие мотивы проходят через занятия по лепке, рисованию, письму, различные мероприятия. Так, в декабре — январе здесь проводят два детских праздника — новогодний и рождественский. В течение года с детьми и их родителями работает духовник, организуются православные вечера.    

Из 17 выпускников детсада этого года 12 планируют продолжить обучение в православных гимназиях. Такая преемственность позволяет надеяться, что посеянные в самом юном возрасте зерна добра обязательно прорастут. На благо ребенка, его семьи и всего общества.

Оксана МЫТЬКО
Фото автора и с сайта православной гимназии во имя святых Кирилла и Мефодия Нижнего Новгорода
По материалам сайта nastgaz.by