Как развивать духовно-нравственный потенциал школьника? Мнение педагога

В рамках соглашения, подписанного между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью, во всех учреждениях образования сегодня преподается факультативный курс “Основы духовно-­нравственной культуры и патриотизма”.

Деятельная любовь к Отечеству

Курс ставит целью формирование духовно-нравственной культуры детей на основе православных традиций и ценностей. Работа направлена не столько на усвоение системы знаний, сколько на формирование у детей мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Курс способствует формированию православной культуры отношения к труду. Это и труд как основа процветания страны, труд духовный, и труд на благо семьи как условие благополучия и добрых взаимоотношений. Значительное внимание в курсе уделяется православной культуре семейных отношений, где семья — это школа любви, жертвенности, а для детей — школа послушания и почитания своих родителей.

Занятия формируют и православную культуру отношений к гражданскому долгу: речь о выборе профессии, о деятельной любви к своему Отечеству, учебе как гражданскому долгу, православному отношению к воинской службе. Основополагающими темами являются нравственные достоинства и пороки. Ведь именно христианский взгляд на пороки помогает школьникам лучше понять их корни и противопоставить им христианские добродетели.

Курс выстроен с учетом на­ционального менталитета, опирается на систему исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей белорусского народа и направлен на развитие национального и конфессионального самосознания обучающихся. Программа курса реализуется с учетом светского характера образования, но дает возможность организации воспитательного процесса в соответствии с духовными, культурными и государственными традициями белорусов, проводя при этом идею уважения к носителям иных национальных и религиозных традиций.

Православная педагогика

Хочу обратить внимание на возможность интеграции факультативного курса “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” с предметами общеобразовательного цикла школьной программы. На мой взгляд, это значительно увеличит возможности для развития духовно-нравственного потенциала школьника — через включение в программы учебных предметов тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания. Согласитесь, христианское мировоззрение пронизывает всю нашу культуру, историю, национальные традиции. И это значит, что, опираясь на основы христианской веры, можно полнее понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, шедевров живописи, дать правильную оценку историческому периоду, определить роль исторической личности в том или ином событии.

Сегодня система образования уделяет огромное внимание олимпиадному движению, научно-исследовательским проектам, конкурсам, но без формирования мировоззрения нет уверенности в том, достойно ли современная молодежь распорядится полученными знаниями и опытом. Будет ли это утечка мозгов из страны или проявление истинного патриотизма на благо процветания Беларуси? Современное образование, убеждена, нуждается в использовании достижений православной педагогики.

Еще одним звеном в решении задач духовно-нравственного воспитания может стать организация профильной духовно-нравственной смены в работе оздоровительных летних лагерей. Можно создать единое духовно-нравственное простраство, где воспитательные задачи будут решаться на общих духовных принципах. Опыт работы школ Новогрудчины в данном направлении уже был представлен на страницах “Настаўніцкай газеты” (10 февраля 2023 года).

Предлагаю увидеть проблему на примере преподавания истории. Мне думается, ее преподавание необходимо строить на нравственной основе, более того, именно нравственные уроки должны стать важнейшими целями исторического образования. Поэтому главное, что может и должен донести до детей этот учебный предмет, — это любовь к своему Отечеству. Ведь какой бы ни была наша история — это наше прошлое. Такой ее нам дал Бог. Вот эту идею учитель и должен донести на своих уроках в первую очередь. Образно говоря: сначала — любить, потом — знать. Если дети любят свою историю, они хотят ее знать.

Предметная разобщенность становится сегодня одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников, а факультативный курс “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” располагает огромным духовным, религиозно-историческим и культурологическим содержанием, воспитывающим и развивающим потенциалом.

Таким образом, одним из условий формирования духовно-нравственной личности обучающего ХХІ века может быть интеграция тем факультативов в предметы гуманитарного цикла, разработка школьных программ на основе христианского мировоззрения, использования достижений православной педагогики, возрождение православных традиций в воспитательной работе.

Тамара СУРАГО,
учитель истории Валевской средней школы Новогрудского района
По материалам сайта nastgaz.by